ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа служит основным документом
для эффективного построения подготовки
квалифицированных игроков в русскую
лапту и решению задач
физического воспитания детей школьного
возраста.
Деятельность подразделяется на этапы:
- спортивно-оздоровительный (весь
период);
- начальной подготовки (1 год);
- учебно-тренировочный (2 года);
- спортивного совершенствования (1 год).
Программа содержит научно обоснованные
рекомендации по построению, содержанию
и организации учебно-тренировочного
процесса игроков в русскую лапту на
этапах от начальной подготовки до
спортивного совершенствования.
Кружок дополнительного образования по
русской лапте призвана осуществлять
физкультурно-оздоровительную и
воспитательную работу среди детей
и подростков, направленную на укрепление
их здоровья и всестороннее физическое
развитие; способствовать
самосовершенствованию, познанию и
творчеству, формированию здорового
образа жизни, профессиональному
самоопределению, развитию физических,
интеллектуальных и нравственных
способностей, достижению высокого
уровня спортивных результатов.
Основными условиями выполнения этих
задач является многолетняя и
целенаправленная работа с юными игроками
в русскую лапту, которая предусматривает:
- привлечение детей и подростков к
систематическим занятиям спортом;
- укрепление здоровья учащихся и развитие
физических качеств;
- подготовку спортсменов высокой
квалификации для сборных молодежных и
юношеских команд районов, областей.
Основной показатель работы по русской
лапте - выполнение программных требований
как по истечении каждого года, так и по
окончании обучения на этапах подготовки.
Содержание работы с юными спортсменами
по русской лапте на всех этапах подготовки
определяется тремя факторами: спецификой
игры, модельными характеристиками для
квалифицированных игроков, возрастными
особенностями.
Подготовка юных спортсменов -
предусматривает этапы:
- начальной подготовки (1 год обучения)
- воспитание интереса детей к спорту и
приобщение их к русской лапте: начальное
обучение технике и тактике, правилам
игры; развитие физических качеств с
учетом специфики лапты, воспитание
умений соревноваться индивидуально
(физическая и техническая подготовка)
и коллективно (подвижные игры, мини-лапта);
освоение основ гигиены и самоконтроля;
- учебно-тренировочный (2 года обучения)
освоение теоретического раздела
программы; базовой технической,
тактической, физической, специальной,
интегральной, соревновательной
подготовки; обучение элементам
специализации по игровым функциям
(защитники, нападающие);
- спортивного совершенствования (1 год
обучения) - повышение уровня
технико-тактического мастерства игроков
в русскую лапту, специализации по игровым
функциям, адаптации к требованиям в
командах высших разрядов; участие
спортсменов в различных соревнованиях.
Направленность тренировочного процесса
на этапах многолетней подготовки юных
спортсменов определяется с учетом
сенситивных (благоприятных) периодов
развития физических качеств.
Вместе с тем необходимо уделять внимание
воспитанию тех физических качеств,
которые в данном возрасте активно не
развиваются. Особенно важно соблюдать
соразмерность в развитии общей
выносливости, скоростных способностей
и силы, т. е. тех качеств, в основе которых
лежат разные физиологические механизмы.
В программе для каждой категории
занимающихся поставлены задачи,
определены допустимые объемы тренировочных
нагрузок по основным средствам, предложены
варианты подготовки учащихся с учетом
возрастных особенностей и уровня
физической и функциональной
подготовленности.
В учебном плане отражены основные задачи
и направленность работы по этапам
многолетней подготовки игроков в лапту.
Комплектование занимающихся на различных
этапах подготовки, их количественный
состав, недельная и годовая учебные
нагрузки представлены в табл. 1.
Таблица 1
Тренировочные режимы и количество
занимающихся на каждом этапе подготовки
Год обучения |
Кол-во учащихся в группе |
Кол-во учебных часов в неделю |
Кол-во учебных часов в год (35 недель) |
Этап начальной подготовки |
|||
Первый |
8-12 |
2 |
70 |
Учебно-тренировочный этап |
|||
Первый |
8-12 |
4 |
140 |
Второй |
8-12 |
6 |
210 |
Этап спортивного совершенствования |
|||
Первый |
8-12 |
6 |
210 |
Программный материал на этапах начальной
подготовки и учебно-тренировочном
должен быть представлен в виде
тренировочных заданий, сгруппированных
в отдельные блоки по принципу их
преимущественной направленности.
Преимущественная направленность
тренировочного процесса по годам
обучения определяется с учетом задач,
принципов и содержания работы в процессе
многолетней подготовки юных игроков в
лапту.
При составлении блоков тренировочных
заданий на этапе начальной подготовки
следует особенно широко использовать
игровой метод, подвижные игры, круговую
тренировку эстафеты и упражнения из
различных видов спорта. Большое внимание
придается развитию возрастных качеств,
быстро-ответных действий, ловкости,
координаций, выносливости. При этом
учитывать, как такие качества
трансформируются в тактические
действия и приемы игры. Целесообразно
развивать скоростные качества в
упражнениях с битой и мячом.
На этап начальной подготовки в 1-й год
обучения периодизации годичного
цикла в общепринятом понимании нет,
однако в период, предшествующий проведению
соревнований, осуществляется работа
по подготовке к участию в соревнованиях,
а во время участия приобретается
необходимый соревновательный опыт.
На учебно-тренировочном этапе с 2-го
года обучении вводится технико-тактическая
подготовка. Программный материал должен
быть распределен так, чтобы период
соревнований приходились задачи
совершенствования освоенного
технико-тактического арсенала применяй
и приёмов в условиях соревнований.
В конечном счете, при построении
тренировочных заданий необходимо
ориентироваться на структуру
соревновательной деятельности и
факторы, определяющие ее эффективность
в лапте. Поэтому продолжительность
упражнений, игровых заданий, фрагментов
игры, особенности и характер повторений,
содержание упражнений должны в той,
или иной мере соответствовать
пространственно-временным и
количественно-качественным параметрам
действий игроков в защите и нападении
двух соперничающих команд.
Чем ближе соревнования, тем больше
должно быть соответствие тренировочных
заданий структуре игрового соревновательного
противоборства по расположению
игроков в защите (по зонам), нападении
(очередность) и их тактическому
взаимодействию в рамках отдельных
поединков.
Тренировки на этапе спортивного
совершенствования приобретают все
более индивидуализированный характер.
Построение годичных циклов носит
ярко выраженный характер целенаправленной
подготовки к соревнованиям, максимальной
реализации в соревнованиях потенциала,
приобретенного в процессе тренировочной
деятельности.
Непременным и обязательным условием
подготовки самостоятельных,
ответственных, психически устойчивых
и волевых игроков в лапту является
постоянное повышение надежности навыков
игры в условиях спада в соревновательных
упражнениях с преимущественным развитием
выносливости через напряженную творческую
деятельность в поисках правильных и
точных решений самих игроков при
направляющей роли тренера.
Основной принцип построения
учебно-тренировочной работы на этапе
начальной подготовки - универсальность
в постановке задач, выборе средств и
методов по отношению ко всем занимающимся,
соблюдение требований индивидуального
подхода и глубокого изучения
особенностей каждого занимающегося.
Основная тенденция программы -
обучающая. Необходимо создать предпосылки
для успешного изучения юными
спортсменами широкого арсенала
технических средств, достижения высокого
уровня специальной физической
подготовленности на последующих
этапах многолетнего тренировочного
процесса.
Конкретные задачи и преимущественная
направленность тренировки:
- укрепление здоровья и содействие
правильному физическому развитию;
- привитие интереса к занятиям по русской
лапте;
- приобретение разносторонней физической
подготовленности на основе комплексных
упражнений из различных видов спорта,
подвижных и спортивных игр;
- укрепление опорно-двигательного
аппарата;
- развитие быстроты, ловкости, гибкости;
- овладение основами техники перемещения,
передачи и ловли мяча, ударов битой по
мячу;
- начальное обучение тактическим
действиям;
- приучение к игровой обстановке.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ
ЗАНЯТИЯ
Эффективность подготовки юных игроков
в лапту во многом зависит от тренировочных
занятий, их структуры, выбора средств,
методов и т. д. По направленности
практические занятия делятся на
однонаправленные, комбинированные,
целостно-игровые, контрольные. В
основе разделения занятий по видам
лежит связь их содержания с характером
соревновательной деятельности игроков
в лапту.
Однонаправленные занятия посвящены
одному из видов подготовки: технической,
физической, тактической. Комбинированные
занятия включают материал из двух-трех
видов в различных сочетаниях (физическая
и техническая, техническая и тактическая,
материал трех этих видов подготовки в
одном занятии). Игровые занятия строят,
опираясь на взаимосвязь сторон подготовки
игрока в лапту и используя метод
сопряженных воздействий фрагментов
игры, двухсторонней игры по правилам
мини-лапты и по упрощенным правилам.
Основной принцип учебно-тренировочного
этапа - универсальность подготовки с
элементами игровой специализации (по
функциям).
Задачи на этапе: укрепление здоровья и
закаливание организма учащихся,
содействие правильному физическому
развитию; повышение уровня общей
физической подготовленности, развитие
специальных физических способностей,
необходимых при совершенствовании
техники и тактики; прочное овладение
основами техники и тактики русской
лапты; приучение к соревновательным
условиям; определение каждому учащемуся
игровой функции в команде и с учетом
этого индивидуализация видов подготовки;
обучение навыкам ведения дневника,
системам записи игр и анализа полученных
данных; приобретение навыков организации
и проведения соревнований по русской
лапте, судейства, учебно-тренировочных
занятий; выполнение зачетных требований
и специальных нормативов, по годам
обучения.
По своему характеру, средствам, методам
и организации занятий тренировки на
этом этапе характеризуются изучением
базовых структур в системе подготовки
юного спортсмена.
Обучающая направленность программы
исходит из необходимости уже на этом
этапе в возрастных группах добиться
прочного овладения занимающимися
основами техники и тактики игры,
достаточно высокого уровня развития
физических качеств и способностей, что
позволит в дальнейшем в специализированной
подготовке достичь высокого уровня
индивидуального мастерства и успешно
реализовать его в соревнованиях.
В связи с этим, основной показатель
работы спортивных школ - выполнение в
конце каждого года программных требований
по уровню подготовленности занимающихся,
выраженных в количественно-качественных
показателях технической, тактической,
физической, интегральной, теоретической
подготовленности, физического
развития.
ЭТАП
СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Основной принцип учебно-тренировочной
работы - специализированная подготовка,
в основе которой лежит учет игровой
функции и индивидуальных особенностей
занимающихся. Специализация осуществляется
на основе универсальности процесса
подготовки. Задачи учебно-тренировочной
работы подчинены основной цели системы
многолетней подготовки резервов в
русской лапте - подготовке спортсменов
высокой квалификации с гармоничным
развитием духовных и физических сил.
Задачи на этапе: дальнейшее повышение
разносторонней и специальной
физической подготовленности; достижение
высокого уровня технической и тактической
подготовленности, высокое мастерство
выполнения игровой функции в команде;
достижение стабильности игры (надежности
игровых навыков) в сложной соревновательной
обстановке; приобретение навыков
проведения учебно-тренировочных занятий
и соревнований по русской лапте; получение
звания инструктора-преподавателя и
судьи по спорту выполнение нормативов
I и II спортивных разрядов и специальных
нормативов включение в тренировочный
состав команды высших разрядов. По
своему характеру, средствам, методам
и организации занятий на этом этапе
отражает характер работы в командах
игроков в лапту высших разрядов.
Программный материал
первого года обучения на этапе спортивного
совершенствования включает наиболее
специфические технические приемы и
тактические действия, овладение которыми
позволит проводить тренировочную работу
с учетом индивидуализации
технико-тактического арсенала на
основе игровых амплуа спортсменов. В
учебно-тренировочном процессе
рекомендуется широко использовать
упражнения, моделирующие игровые
ситуации, создающие экстремальные
условия, что позволит игрокам в лапту
оптимально реализовать технико-тактический
арсенал в игровой и соревновательной
деятельности.
Календарно-тематическое
планирование (140 ч).
Учебно-тренировочный
этап
№
|
Содержание материала
|
Часы (недели)
|
1
|
Основные правила
игры в лапту.
Стойки и передвижения игроков. |
2
|
2
|
Развитие русской лапты в России.
Стойка игрока. |
2
|
3
|
Остановки и перемещения в стойке
боком, лицом. Ловля и передача мяча в
пятерках на месте.
|
4
|
4
|
Прием и передача мяча в пятерках.
Игра «Перестрелка |
2
|
5
|
Перемещение в стойке
боком, спиной вперёд. Ловля и передача
мяча в парах в движении.
Игра в русскую лапту. |
4
|
6
|
Оборудование и инвентарь. Прием и
передача мяча в тройках. Эстафеты с
мячом. |
4
|
7
|
Основы техники осаливания. Игра
«Салки». |
2
|
8
|
Основы техники наброса
мяча.
Метание мяча в цель. |
4
|
9
|
Освоение техники удара битой «сверху».
Игра в лапту по упрощенным правилам. |
4
|
10
|
Удары по мячу битой. Удары с боку.
Удары на точность: в определенную цель
на поле. Подача мяча. Игра в русскую
лапту. |
4
|
11
|
Роль физической культуры и спорта
в обществе и формировании личности.
Развитие быстроты. Игра русская лапта. |
2
|
12
|
Специально беговые упражнения.
Пробегание отрезков 20, 40, 60 м. |
2
|
13
|
Подача мяча в круг подачи. Тест: бег
30 м. |
2
|
14
|
Индивидуальные
действия с мячом и без мяча.
Игра в мини-лапту. |
2
|
15
|
Ловля высоко летящего мяча.
Переосаливание. |
4
|
16
|
Игра русская лапта. Тест: метание
мяча на дальность. |
2
|
17
|
Ловля мяча одной и
двумя руками в сочетании с выполнением
передачи мяча. Осаливание.
Игра русскую лапту |
4
|
18
|
Основы техники и тактики игры. Ловля
мяча после передачи партнера. |
4
|
19
|
Удары битой способом «сбоку».
Развитие силы. |
2
|
20
|
Удары по мячу битой. Удары с низу.
Подача мяча. Игра в русскую лапту. |
4
|
21
|
Правила игры в мини-лапту. Тест:
метание набивного мяча массой 1 кг
из-за головы двумя руками (м) |
2
|
22
|
Индивидуальные
действия с мячом и без мяча.
Игра в мини-лапту. |
2
|
23
|
Игра мини-лапта. Техника игры в
защите. |
4
|
24
|
Развитие ловкости. Тест: челночный
бег 3х10м. |
2
|
25
|
Осаливание и самоосаливание. Финты
(обманные движения) при осаливании.
Игра в мини-лапту. |
4
|
26
|
Переосаливание. Игра мини-лапта. |
2
|
27
|
Сведения о строении и функциях
организма человека. Развитее
скоростно-силовых качеств. |
2
|
28
|
Игра в мини-лапту. Тест: прыжок в
длину с места. |
2
|
29
|
Ловля мяча в ближней зоне, передача
в дальнюю зону партнеру. |
4
|
30
|
Установка игрокам перед соревнованиями
и разбор проведенных игр. |
2
|
31
|
Технико-тактические действия в
нападении. Игра русская лапта. |
4
|
32
|
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль. Приемы самомассажа. |
2
|
33
|
Удары битой способом «свеча». |
2
|
34
|
Групповые действия, розыгрыш очков
(2, 4, 6). Развитие координации. |
4
|
35
|
Ловля мяча в 4-й зоне, осаливание в
5-й зоне |
4
|
36
|
Осаливание и самоосаливание. Финты
(обманные движения) при осаливании.
Игра в мини-лапту. |
2
|
37
|
Влияние физических упражнений на
организм занимающихся |
2
|
38
|
Групповые и командные действия в
защите и нападении. Игра в мини-лапту. |
4
|
39
|
Игра в русскую лапту. Тест: бег 30 м. |
2
|
40
|
Удары битой способом «сверху»
во 2-ю и 3-ю зоны |
4
|
41
|
Ловля мяча в ближней зоне, передача
в дальнюю зону партнеру |
2
|
42
|
Командные действия, розыгрыш очков
(8, 10, 12). Развитие координации. |
4
|
43
|
Развитие выносливости. Тест: бег
1000 м. |
2
|
44
|
Ловля мяча во 2-й зоне, передача в 4-ю
зону, осаливание в 5-й зоне. |
4
|
45
|
Упражнения по самостраховке при
падении.ОФП. |
2
|
46
|
Круговая тренировка на совершенствование
технических приемов (наброс мяча,
осаливание, прием и передача, удар
битой). |
4
|
47
|
Групповые и командные действия в
защите и нападении. Игра в мини-лапту. |
4
|
48
|
Игра русская лапта.
Совершенствование техники игры.
|
2
|
Приемные
нормативы по физической подготовке
(Тестирование).
№ п/п |
Показатели |
На первый год обучения, этапы |
|||||
Начальной подготовки |
Учебно- тренировочный
|
Спортивного совершенств. |
|||||
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
дев. |
мал. |
||
I. |
Становая сила (кг) |
54 |
65 |
74 |
93 |
102 |
132 |
2. |
Бег 30 м (с) |
6,0 |
5,8 |
5,7 |
5,1 |
5,5 |
4,4 |
4. |
Бег 1000 м с изменением направления |
5.30 |
4.30 |
5.0 |
4,0 |
4.50 |
3.50 |
5. |
Прыжок в длину с места (см) |
158 |
160 |
187 |
200 |
210 |
230 |
6. |
Метание набивного мяча массой 1 кг
из-за головы двумя руками (м) |
4,0 |
4,6 |
7,2 |
7,8 |
11,5 |
15,2 |
1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко
В.А. Прогнозирование в спорте. - М.:
Физкультура и спорт, 1986.
2. Бойко В. В. Целенаправленное развитие
двигательных способностей человека.
- М.: Физкультура и спорт, 1987.
3. Валиахметов P.M.,
Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта
с методикой преподавания. Программа
педагогических институтов. - Уфа: БГПИ,
1996.
4. Валиахметов P.M.
Лапта. Учебное пособие. - Уфа: БГПИ, 1997.
5. Валиахметов P.M.,
Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И.
Лапта. Учебное пособие. - Сибай: Сибайский
институт БГУ, 1999.
6. Волков В.М. Восстановительные процессы
в спорте. - М.: Физкультура и спорт,
1977.
7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта.
- М.: Физкультура и спорт, 1986.
8. Гуревич И.А. Круговая тренировка при
развитии физических качеств. 3-е изд.,
испр. и доп. - Минск: Вышейшая школа, 1985.
9. Каменцер М.Г. Спортшкола в школе. - М.:
Физкультура и спорт, 1985.
10. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин
В.И. Лапта. Техническая и тактическая
подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996.
11. Ломан Н.В. Бег, прыжки, метания/ Пер. с
нем. - 2 изд., доп. - М.: Физкультура и спорт,
1985.
12. Матвеев Л.П. Основы спортивной
тренировки. - М.: Физкультура и спорт,
1977.
13. ОзолинН.Г. Молодому коллеге.-М.:
Физкультура и спорт, 1988.
14. Основы управления подготовкой юных
спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой.
- М.: Физкультура и спорт, 1982.
15. Платонов В Н. Теория и методика
спортивной тренировки: Учеб. пособие
для институтов физической культуры. -
Киев.: Выща школа, 1984.
16. Психология и современный спорт / Сост.
А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.: Физкультура
и спорт, 1982.
17. Теоретическая подготовка юных
спортсменов / Под об. ред. Ю.Ф. Буйлина,
Ю.Д. Курамшина. - М.: Физкультура и спорт,
1981.
18. Филип В.П., Фомин Н А. Основы юношеского
спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
19. Шулятьев В Н. Содержание и организация
тренировочного процесса волейболистов:
Учеб. метод, рекомендации. - Омск, 1990.
20. Яхонтов Е.Р. Методические рекомендации
по обучению юных баскетболистов
двигательным действиям, подготовка для
детских тренеров.-Л.: 1985. Вып. 1.-С. 5-13.
Комментариев нет:
Отправить комментарий