Методическое объединение учителей физической культурыю

Методическое объединение учителей физической культурыю
Порокам, что заводят в Ад, Мы скажем дружно «Нет!». Пусть расцветает счастья сад, Жизнь длится сотни лет!

Программа для учителей по физической культуре по "Русской лапте"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа служит основным документом для эффективного по­строения подготовки квалифици­рованных игроков в русскую лапту и решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Деятельность подразделяется на этапы:
- спортивно-оздоровительный (весь период);
- начальной подготовки (1 год);
- учебно-тренировочный (2 года);
- спортивного совершенствования (1 год).
Программа содержит научно обоснованные рекомендации по по­строению, содержанию и организации учебно-тренировочного про­цесса игроков в русскую лапту на этапах от начальной подготовки до спортивного совершенствования.
Кружок дополнительного образования по русской лапте при­звана осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспита­тельную работу среди детей и подростков, направленную на укре­пление их здоровья и всестороннее физическое развитие; спо­собствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному са­моопределению, развитию физических, интеллектуальных и нрав­ственных способностей, достижению высокого уровня спортив­ных результатов.
Основными условиями выполнения этих задач является многолет­няя и целенаправленная работа с юными игроками в русскую лапту, которая предусматривает:
- привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
- укрепление здоровья учащихся и развитие физических качеств;
- подготовку спортсменов высокой квалификации для сборных молодежных и юношеских команд районов, областей.
Основной показатель работы по русской лапте - выполнение программных требований как по истечении каждого года, так и по окончании обучения на этапах подготовки.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Содержание работы с юными спортсменами по русской лапте на всех этапах подготовки определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для квалифицированных игро­ков, возрастными особенностями.
Подготовка юных спортсменов - предусматривает этапы:
- начальной подготовки (1 год обучения) - воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к русской лапте: начальное обуче­ние технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств с учетом специфики лапты, воспитание умений соревноваться инди­видуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-лапта); освоение основ гигиены и самокон­троля;
- учебно-тренировочный (2 года обучения) освоение теоретичес­кого раздела программы; базовой технической, тактической, физи­ческой, специальной, интегральной, соревновательной подготовки; обучение элементам специализации по игровым функциям (защитни­ки, нападающие);
- спортивного совершенствования (1 год обучения) - повышение уровня технико-тактического мастерства игроков в русскую лапту, специализации по игровым функциям, адаптации к требованиям в командах высших разрядов; участие спортсменов в различных соревнованиях.
Направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов определяется с учетом сенситивных (благоприятных) периодов развития физических качеств.
Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физи­ческих качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т. е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические механизмы.
В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и уровня физической и функцио­нальной подготовленности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.
Комплектование занимающихся на различных этапах подготовки, их количественный состав, недельная и годовая учебные нагрузки представлены в табл. 1.
Таблица 1
Тренировочные режимы и количество занимающихся на каждом этапе подготовки
Год обучения
Кол-во учащихся в группе
Кол-во учебных часов в неделю
Кол-во учебных часов в год (35 недель)
Этап начальной подготовки
Первый
8-12
2
70
Учебно-тренировочный этап
Первый
8-12
4
140
Второй
8-12
6
210
Этап спортивного совершенствования
Первый
8-12
6
210

ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Программный материал на этапах начальной подготовки и учеб­но-тренировочном должен быть представлен в виде тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их пре­имущественной направленности.
Преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом задач, принципов и содержания работы в процессе многолетней подготовки юных игроков в лапту.
При составлении блоков тренировочных заданий на этапе началь­ной подготовки следует особенно широко использовать игровой ме­тод, подвижные игры, круговую тренировку эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Большое внимание придается развитию возрастных качеств, быстро-ответных действий, ловкости, координаций, выносливости. При этом учитывать, как такие качества транс­формируются в тактические действия и приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с битой и мячом.
На этап начальной подготовки в 1-й год обучения перио­дизации годичного цикла в общепринятом понимании нет, однако в период, предшествующий проведению соревнований, осуществля­ется работа по подготовке к участию в соревнованиях, а во время уча­стия приобретается необходимый соревновательный опыт.
На учебно-тренировочном этапе с 2-го года обучении вво­дится технико-тактическая подготовка. Программный материал должен быть распределен так, чтобы период соревнований приходились задачи совершенствования освоенного технико-тактического арсенала при­меняй и приёмов в условиях соревнований.

В конечном счете, при построении тренировочных заданий не­обходимо ориентироваться на структуру соревновательной дея­тельности и факторы, определяющие ее эффективность в лапте. Поэтому продолжительность упражнений, игровых заданий, фраг­ментов игры, особенности и характер повторений, содержание уп­ражнений должны в той, или иной мере соответствовать пространственно-временным и количественно-качественным параметрам действий игроков в защите и нападении двух соперничающих команд.
Чем ближе соревнования, тем больше должно быть соответствие тренировочных заданий структуре игрового соревновательного про­тивоборства по расположению игроков в защите (по зонам), нападе­нии (очередность) и их тактическому взаимодействию в рамках от­дельных поединков.
Тренировки на этапе спортивного совершенствования приобрета­ют все более индивидуализированный характер. Построение годич­ных циклов носит ярко выраженный характер целенаправленной подготовки к соревнованиям, максимальной реализации в соревнова­ниях потенциала, приобретенного в процессе тренировочной деятель­ности.
Непременным и обязательным условием подготовки самостоятель­ных, ответственных, психически устойчивых и волевых игроков в лап­ту является постоянное повышение надежности навыков игры в усло­виях спада в соревновательных упражнениях с преимущественным развитием выносливости через напряженную творческую деятельность в поисках правильных и точных решений самих игроков при направ­ляющей роли тренера.
ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Основной принцип построения учебно-тренировочной работы на этапе начальной подготовки - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, со­блюдение требований индивидуального подхода и глубокого изуче­ния особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция прог­раммы - обучающая. Необходимо создать предпосылки для успеш­ного изучения юными спортсменами широкого арсенала технических средств, достижения высокого уровня специальной физической под­готовленности на последующих этапах многолетнего тренировочно­го процесса.
Конкретные задачи и преимущественная направленность тре­нировки:
- укрепление здоровья и содействие правильному физическому раз­витию;
- привитие интереса к занятиям по русской лапте;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексных упражнений из различных видов спорта, подвиж­ных и спортивных игр;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие быстроты, ловкости, гибкости;
- овладение основами техники перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу;
- начальное обучение тактическим действиям;
- приучение к игровой обстановке.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Эффективность подготовки юных игроков в лапту во многом зависит от тренировочных занятий, их структуры, выбора средств, методов и т. д. По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, конт­рольные. В основе разделения занятий по видам лежит связь их со­держания с характером соревновательной деятельности игроков в лапту.
Однонаправленные занятия посвящены одному из видов подготов­ки: технической, физической, тактической. Комбинированные заня­тия включают материал из двух-трех видов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, материал трех этих видов подготовки в одном занятии). Игровые занятия строят, опираясь на взаимосвязь сторон подготовки игрока в лапту и исполь­зуя метод сопряженных воздействий фрагментов игры, двухсторон­ней игры по правилам мини-лапты и по упрощенным правилам.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Основной принцип учебно-тренировочного этапа - универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям).
Задачи на этапе: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, содействие правильному физическому развитию; повы­шение уровня общей физической подготовленности, развитие спе­циальных физических способностей, необходимых при совершен­ствовании техники и тактики; прочное овладение основами техники и тактики русской лапты; приучение к соревновательным условиям; определение каждому учащемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация видов подготовки; обучение навы­кам ведения дневника, системам записи игр и анализа полученных данных; приобретение навыков организации и проведения соревно­ваний по русской лапте, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение зачетных требований и специальных нормативов, по годам обучения.
По своему характеру, средствам, методам и организации занятий тренировки на этом этапе характеризуются изучением базовых струк­тур в системе подготовки юного спортсмена.
Обучающая направленность программы исходит из необходимо­сти уже на этом этапе в возрастных группах добиться прочного овла­дения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточ­но высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшем в специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешно реализовать его в соревнованиях.
В связи с этим, основной показатель работы спортивных школ - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количе­ственно-качественных показателях технической, тактической, фи­зической, интегральной, теоретической подготовленности, физи­ческого развития.
ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Основной принцип учебно-тренировочной работы - специализи­рованная подготовка, в основе которой лежит учет игровой функции и индивидуальных особенностей занимающихся. Специализация осу­ществляется на основе универсальности процесса подготовки. Зада­чи учебно-тренировочной работы подчинены основной цели систе­мы многолетней подготовки резервов в русской лапте - подготовке спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием ду­ховных и физических сил.
Задачи на этапе: дальнейшее повышение разносторонней и специ­альной физической подготовленности; достижение высокого уровня технической и тактической подготовленности, высокое мастерство выполнения игровой функции в команде; достижение стабильности игры (надежности игровых навыков) в сложной соревновательной обстановке; приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по русской лапте; получение звания инструктора-преподавателя и судьи по спорту выполнение нормативов I и II спортивных разрядов и специальных нормативов включение в тренировочный состав команды высших разрядов. По своему харак­теру, средствам, методам и организации занятий на этом этапе отра­жает характер работы в командах игроков в лапту высших разрядов.
Программный материал первого года обучения на этапе спортив­ного совершенствования включает наиболее специфические техничес­кие приемы и тактические действия, овладение которыми позволит проводить тренировочную работу с учетом индивидуализации тех­нико-тактического арсенала на основе игровых амплуа спортсменов. В учебно-тренировочном процессе рекомендуется широко использо­вать упражнения, моделирующие игровые ситуации, создающие эк­стремальные условия, что позволит игрокам в лапту оптимально реа­лизовать технико-тактический арсенал в игровой и соревновательной деятельности.

Календарно-тематическое планирование (140 ч).
Учебно-тренировочный этап
Содержание материала
Часы (недели)
1
Основные правила игры в лапту.
Стойки и передвижения игроков.
2
2
Развитие русской лапты в России. Стойка игрока.
2
3
Остановки и перемещения в стойке боком, лицом. Ловля и передача мяча в пятерках на месте.
4
4
Прием и передача мяча в пятерках. Игра «Перестрелка
2
5
Перемещение в стойке боком, спиной вперёд. Ловля и передача мяча в парах в движении.
Игра в русскую лапту.
4
6
Оборудование и инвентарь. Прием и передача мяча в тройках. Эстафеты с мячом.
4
7
Основы техники осаливания. Игра «Салки».
2
8
Основы техники наброса мяча.
Метание мяча в цель.
4
9
Освоение техники удара битой «сверху». Игра в лапту по упрощенным правилам.
4
10
Удары по мячу битой. Удары с боку. Удары на точность: в определенную цель на поле. Подача мяча. Игра в русскую лапту.
4
11
Роль физической культуры и спорта в обществе и формировании личности. Развитие быстроты. Игра русская лапта.
2
12
Специально беговые упражнения. Пробегание отрезков 20, 40, 60 м.
2
13
Подача мяча в круг подачи. Тест: бег 30 м.
2
14
Индивидуальные действия с мячом и без мяча.
Игра в мини-лапту.
2
15
Ловля высоко летящего мяча. Переосаливание.
4
16
Игра русская лапта. Тест: метание мяча на дальность.
2
17
Ловля мяча одной и двумя руками в сочетании с выполнением передачи мяча. Осаливание.
Игра русскую лапту
4
18
Основы техники и тактики игры. Ловля мяча после передачи партнера.
4
19
Удары битой способом «сбоку». Развитие силы.
2
20
Удары по мячу битой. Удары с низу. Подача мяча. Игра в русскую лапту.
4
21
Правила игры в мини-лапту. Тест: метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (м)
2
22
Индивидуальные действия с мячом и без мяча.
Игра в мини-лапту.
2
23
Игра мини-лапта. Техника игры в защите.
4
24
Развитие ловкости. Тест: челночный бег 3х10м.
2
25
Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту.
4
26
Переосаливание. Игра мини-лапта.
2
27
Сведения о строении и функциях организма человека. Развитее скоростно-силовых качеств.
2
28
Игра в мини-лапту. Тест: прыжок в длину с места.
2
29
Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру.
4
30
Установка игрокам перед соревнова­ниями и разбор проведенных игр.
2
31
Технико-тактические действия в нападении. Игра русская лапта.
4
32
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Приемы самомассажа.
2
33
Удары битой способом «свеча».
2
34
Групповые действия, розыгрыш очков (2, 4, 6). Развитие координации.
4
35
Ловля мяча в 4-й зоне, осаливание в 5-й зоне
4
36
Осаливание и самоосаливание. Финты (обманные движения) при осаливании. Игра в мини-лапту.
2
37
Влияние физических упражнений на организм занимающихся
2
38
Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту.
4
39
Игра в русскую лапту. Тест: бег 30 м.
2
40
Удары битой способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны
4
41
Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру
2
42
Командные действия, розыгрыш очков (8, 10, 12). Развитие координации.
4
43
Развитие выносливости. Тест: бег 1000 м.
2
44
Ловля мяча во 2-й зоне, передача в 4-ю зону, осали­вание в 5-й зоне.
4
45
Упражнения по самостраховке при падении.ОФП.
2
46
Круговая тренировка на совершенствование технических приемов (наброс мяча, осаливание, прием и передача, удар битой).
4
47
Групповые и командные действия в защите и нападении. Игра в мини-лапту.
4
48
Игра русская лапта. Совершенствование техники игры.
2







Приемные нормативы по физической подготовке (Тестирование).

№ п/п
Показатели
На первый год обучения, этапы
Начальной подготовки
Учебно- тренировочный
Спортивного совершенств.
дев.
мал.
дев.
мал.
дев.
мал.
I.
Становая сила (кг)
54
65
74
93
102
132
2.
Бег 30 м (с)
6,0
5,8
5,7
5,1
5,5
4,4
4.
Бег 1000 м с изменением направления
5.30
4.30
5.0
4,0
4.50
3.50
5.
Прыжок в длину с места (см)
158
160
187
200
210
230
6.
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками (м)
4,0
4,6
7,2
7,8
11,5
15,2

ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирова­ние в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
2. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способ­ностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
3. Валиахметов P.M., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996.
4. Валиахметов P.M. Лапта. Учебное пособие. - Уфа: БГПИ, 1997.
5. Валиахметов P.M., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И. Лапта. Учебное пособие. - Сибай: Сибайский институт БГУ, 1999.
6. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физ­культура и спорт, 1977.
7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
8. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышейшая школа, 1985.
9. Каменцер М.Г. Спортшкола в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
10. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелипин В.И. Лапта. Техничес­кая и тактическая подготовка игроков. - Уфа: БГПИ, 1996.
11. Ломан Н.В. Бег, прыжки, метания/ Пер. с нем. - 2 изд., доп. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкуль­тура и спорт, 1977.
13. ОзолинН.Г. Молодому коллеге.-М.: Физкультура и спорт, 1988.
14. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
15. Платонов В Н. Теория и методика спортивной тренировки: Учеб. пособие для институтов физической культуры. - Киев.: Выща школа, 1984.
16. Психология и современный спорт / Сост. А.В. Родионов, Н.А. Худадов. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
17. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Под об. ред. Ю.Ф. Буйлина, Ю.Д. Курамшина. - М.: Физкультура и спорт, 1981.
18. Филип В.П., Фомин Н А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
19. Шулятьев В Н. Содержание и организация тренировочного процесса волейболистов: Учеб. метод, рекомендации. - Омск, 1990.
20. Яхонтов Е.Р. Методические рекомендации по обучению юных баскетболистов двигательным действиям, подготовка для детских тренеров.-Л.: 1985. Вып. 1.-С. 5-13.

Комментариев нет:

Отправить комментарий