Методическое объединение учителей физической культурыю

Методическое объединение учителей физической культурыю
Порокам, что заводят в Ад, Мы скажем дружно «Нет!». Пусть расцветает счастья сад, Жизнь длится сотни лет!

Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений,

СОДЕРЖАНИЕ
Примерная программа по физической
 культуре для учащихся специальной
медицинской группы. 1—4 классы ........    4
Примерная программа по физической
 культуре для учащихся специальной
медицинской группы. 5—9 классы......... 32
Примерная программа по физической
 культуре для учащихся специальной
 медицинской группы. 10—11 классы ...... 58
Организационно-методические основы
преподавания физической культуры
 учащимся специальной медицинской
группы. ................................. 70
Приложение. Признаки утомления
на уроке физической культуры.......... 76





 Примерная программа
по физической культуре
для учащихся специальной медицинской группы.
1—4 классы 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовлена А. П. Матвеевым (ру­ководитель), Л. В. Каверкиной, Т. Н. Казаковой, Н. В. Крюковой, Н. Н. Назаровой и Т. В. Петровой с учетом Обязательного минимума содержания об­разования в области физической культуры и Мини­мальных требований к качеству подготовки уча­щихся начальной школы по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся начальной школы (под общей ред.        А. П. Матвеева).
В соответствии с Концепцией структуры и содер­жания образования в области физической культу­ры предметом обучения в начальной школе являет­ся двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой де­ятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно разви­вается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физиче­ской культуре, которые отрабатываются в соответ­ствии с Государственным стандартом, определяю­щим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных уч­реждений Российской Федерации. В связи с этим настоящая программа по физической культуре для учащихся начальной школы, отнесенных по состо­янию здоровья к специальной медицинской груп­пе, в своих целях и задачах соотносится с Государ­ственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориен­тируется на медицинские показатели здоровья, ко­торые относительно часто встречаются у современ­ных школьников. Как результат этого, предлагае­мая программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
• повышение физиологической активности сис­тем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспо­собности в режиме учебной деятельности;
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыж­ках, лазаний, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
• повышение физической подготовленности и раз­витие основных физических качеств: силы, быстро­ты, выносливости, координации и гибкости;
• обучение комплексам физических упражне­ний с оздоровительной и корригирующей направ­ленностью, простейшим способам контроля за фи­зической нагрузкой и функциональным состояни­ем организма на занятиях физической культурой;
• формирование общих представлений о физи­ческой культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и фи­зической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упраж­нениями, включая утреннюю гимнастику, физ­культминутки и подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области фи­зической культуры и Минимальными требования-
ми к уровню подготовки учащихся начальной шко­лы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
направленностью на усиление оздоровительно­го эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы мате­риалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых в режи­ме учебного дня, а также в условиях активного от­дыха и досуга;
• направленностью на реализацию принципа ва­риативности, ориентирующего учителя на выбо­рочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболе­вания школьников, особенностей их индивидуаль­ного физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
• направленностью на реализацию принципа до­статочности и сообразности, определяющего рас­пределение учебного материала в конструкции ос­новных компонентов двигательной деятельности (знания о деятельности, способы деятельности и ре­зультаты деятельности) и учитывающего возраст­ные особенности развития познавательной и пред­метной активности учащихся младшего школьного возраста, формирования их интересов к занятиям физическими упражнениями;
• направленностью на соблюдение дидактиче­ских правил «от простого к сложному», «от осво­енного к неосвоенному» и «от известного к неиз­вестному», задающих параметры отбора и плани­рования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ са­мостоятельной деятельности;
• направленностью на достижение межпредмет­ных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической куль­туры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимо­обусловленности изучаемых явлений и процессов.
Структура и. содержание учебной программы задаются в конструкции физкультурно-оздоровительной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Основы знаний о физической культуре» (информационный компонент), «Спосо­бы деятельности» (операциональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела («Основы знаний о физической культуре») представлено в соответст­вии с основными направлениями развития позна­вательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), зна­ния о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Следующий раздел «Способы деятельности» в сво­ем учебном содержании соотносится с представле­ниями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее органи­зации: планировании и регулировании деятельнос­ти, контроле за ее результатами.
Содержание раздела «Физическое совершенство­вание» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую под­готовленность. Данный раздел включает комплек­сы оздоровительной и корригирующей гимнасти­ки, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, пла­вание и подвижные игры) и упражнения на разви­тие основных физических качеств.
В заключительном разделе «Требования к ка­честву освоения программного материала» приво­дятся «индикаторы» проверки подготовленности учащихся по основным позициям программы. Эти «индикаторы» позволяют достаточно объективно и оперативно оценить успехи учащихся в овладении предметным содержанием и вносить при необходи­мости коррективы в образовательный процесс.
В отличие от прежних учебных программ в дан­ной общеразвивающие упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел, которым завершается изложение программного материала, распределенного по годам обучения. Включенные в этот раздел физические упражнения по своему структурному содержанию соотносятся с видами спорта и сгруппированы по признакам функци­онального воздействия на развитие основных физи­ческих качеств. Такой подход в распределении про­граммного содержания позволяет учителю самому отбирать общеразвивающие упражнения, исходя из показаний здоровья и физической подготовлен­ности учащихся, степени освоенности этих физиче­ских упражнений, а также общей логики постро­ения процесса обучения.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ
Планирование программного содержания целесо­образно начинать с освоения учащимися учебного материала из подраздела «Оздоровительная и корри­гирующая гимнастика», входящего в раздел «Физи­ческое совершенствование». Освоение этого матери­ала осуществляется учащимися на основе положе­ний индивидуального подхода с ориентацией на достижение некоего общего для всех школьников (или группы школьников) уровня показателей функционального состояния организма, двигатель­ной и физической подготовленности. При использо­вании данной ориентации объективно складываются условия, когда, с одной стороны, становится воз­можным постепенное введение в педагогический процесс программного материала из подраздела «Физическая подготовка», а с другой — «перевод» самого педагогического процесса на методику диф­ференцированного подхода. В результате этого осу­ществляется распределение учащихся по учебным группам в соответствии с показателями функци­онального состояния их организма и физической подготовленности. В то же время эти же показатели, их положительное улучшение используются в каче­стве оснований перевода учащихся из одной группы в другую. При этом освоение программного матери­ала из подраздела «Оздоровительная и корригирую­щая гимнастика» сохраняет свою индивидуализиро­ванную ориентацию, но в целостном педагогическом процессе он уже не выступает как «основной», а все больше исполняет роль корригирующего, специали­зированного учебного материала.
Подобная поэтапность освоения учащимися учеб­ного материала (от индивидуализированного содер­жания к дифференцированному) согласуется с содер­жанием требований к качеству его освоения, кото­рые отработаны по преимуществу на материале подраздела * Оздоровительная и корригирующая гимнастика». Последнее дает основание учителю объективно оценивать успешность деятельности учащихся на уроках физической культуры и прово­дить их аттестацию по каждому году обучения.
Согласно настоящей программе в 1 классе школь­ники по преимуществу осваивают различные спосо­бы выполнения жизненно важных навыков в беге, ходьбе и прыжках, лазаний и ползании. Разучи­вают комплексы оздоровительной и корригирую­щей гимнастики, утренней зарядки и физкультми­нуток, а также упражнения на развитие физиче­ских качеств. Важной особенностью содержания обучения является освоение учащимися подвиж­ных игр и навыков в самостоятельной их организа­ции и проведении.
Во 2 классе акцент в содержании обучения сме­щается на освоение школьниками новых двига­тельных действий из гимнастики, лыжных гонок, легкой атлетики и элементов спортивных игр. Од­нако при этом сохраняется в достаточно большом объеме обучение комплексам общеразвивающих физических упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентирован­ным на совершенствование жизненно важных на­выков и умений в ходьбе, беге, прыжках и т. п.
В 3 классе в программный материал вводится обучение школьников плаванию. При этом увели­чивается удельный вес в освоении ими физических упражнений относительно повышенной координа­ционной сложности как из базовых видов спорта (легкой атлетики, гимнастики и акробатики, лыж­ных гонок, футбола, волейбола и баскетбола), так и прикладных физических упражнений (в равнове­сии, преодолении препятствий и т. п.).
На завершающем этапе начального образования, в 4 классе, содержание обучения еще более услож­няется. Это усложнение проявляется прежде всего в том, что школьникам предлагается осваивать уже не отдельные упражнения, движения и действия, а относительно сложные фрагменты (связки и ком­бинации) двигательной деятельности.
В целостном педагогическом процессе обучение программному материалу практических разделов сочетается с освоением учебных знаний и способов двигательной деятельности. Учебные знания ориен­тируются на создание объективных представлений о существе дидактического материала, который осва­ивается учащимися в динамике от 1 к 4 классу. Сре­ди этих учебных знаний программой предлагается рассмотреть вопросы по истории физической куль­туры и спорта, личной гигиене и организации само­стоятельных занятий физическими упражнениями. По мере освоения этих знаний в динамике учебного содержания со 2—3 класса увеличивается объем знаний, касающийся основных понятий физическо­го воспитания (физическая подготовка и физиче­ские качества, физические упражнения), характе­ристики форм занятий физической культурой.
В свою очередь, в разделе программы «Способы деятельности» предусматривается обучение школь­ников элементарным умениям самостоятельного контроля за физическим развитием и физической подготовленностью, оказанию первой медицинской помощи при легких травмах. Обучение этим уме­ниям соотносится относительно строго с освоением школьниками соответствующего содержания прак­тических разделов и раздела учебных знаний. Среди вопросов организации занятий физиче­ской культурой, которые приходится решать учи­телям физической культуры, всегда возникает воп­рос о распределении учащихся по учебным группам в соответствии с показаниями их здоровья. При ре­шении этого вопроса учителю необходимо ориенти­роваться на то, что специальные медицинские группы комплектуются врачом, который в зависимости от показании здоровья учащихся регламен­тирует (регулирует) доступность освоения ими тех или иных тем и разделов программы. Вместе с учи­телем и методистом лечебной физической культу­ры врач, исходя из индивидуальных медицинских показаний каждого учащегося, назначает соответ­ствующие упражнения по лечебной физической культуре, которые дополнительно включаются в подраздел «Оздоровительная и корригирующая гимнастика». Вследствие включения в содержание образования дополнительного учебного материала учитель осуществляет коррекцию соответствую­щих требований к уровню подготовки учащихся в части требований «уметь» и «демонстрировать» и по успешности их выполнения производит аттес­тацию как по годам обучения, так и за целый этап начального образования.












Примерное распределение
программного материала (в учебных часах)

Разделы и темы программного материала
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
Основы знаний о физической культуре
3
3
3
3
Способы деятельности
3
3
3
3
Физическое совершенствование:

- оздоровительная и корригирующая гимнастика

- гимнастика с основами акробатики

- легкая атлетика

- лыжные гонки

- плавание

- подвижные игры

- общеразвивающие упражнения
92


22



14

12

16





28
94


24



14

12

16



28
94


22



14

12

14

14

18
94


22



14

12

14

14

18


Примечание: для бесснежных районов лыжная под­готовка заменяется углубленным освоением содержания гимнастики, легкой атлетики и плавания.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1   КЛАСС
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура как система разнообраз­ных форм занятий физической подготовкой и ук­реплением здоровья человека.
Возникновение физической культуры у древних людей, связь физической подготовки с трудовой де­ятельностью.
Жизненно важные способы передвижения чело­века: сходство и различия.
Режим дня и личная гигиена.
Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: про­ведение утренней зарядки, физкультминуток, ды­хательной гимнастики, подвижных игр, комплек­сов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения.

Физическое совершенствование
Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: упражнения на форми­рование правильной осанки (без предметов и с пред­метами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с раз­личным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые сидя, стоя на мес­те и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.
Ходьба: с изменяющейся скоростью и направле­нием передвижения; левым и правым боком; спи­ной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; «гусиным шагом»).
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения.
Комплексы упражнений из  ЛФК разрабатыва­ются в соответствии с рекомендациями врача и ме­тодиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: органи­зующие команды и приемы; выполнение команд «Смирно!», « Вольно!», < Равняйся!», * Налево!», «Направо!», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!»; повороты налево и направо, стоя на месте; постро­ение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись; лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом); группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад в груп­пировке (с помощью); перекаты из упора присев на­зад и боком. Прикладно-гимнастические упражне­ния: передвижения по гимнастической стенке вверх
и вниз, одноименным и разноименным способом; пе­редвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-плас­тунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастиче­ской скамейке; лазание по наклонной гимнастиче­ской скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); ими­тационные упражнения (подражание передвиже­нию животных).
Легкая атлетика; бег в спокойном темпе в чере­довании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускоре­нием. Прыжки на месте с поворотами вправо и вле­во, с продвижением вперед и назад, в длину и вы­соту с места; спрыгивание с горки матов, с мяг­ким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель способом «с ко­лена».
Лыжные гонки: организующие команды и прие­мы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; связка лыж и их переноска на плече и под рукой; подготовка к пере­движению на лыжах (расчехление лыж и их за­крепление на ноге). Передвижения на лыжах сту­пающим и скользящим шагом. Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке.
Подвижные игры1: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с исполь-

_________________
1 Игры включаются в учебный процесс по усмотре­нию учителя в зависимости от условий проведения заня­тий, логики планирования основного материала и подго­товленности учащихся.


зованием строевых упражнений типа «Становись-разойдись», «Смена мест»); игры («У медведя во бо­ру», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»); на материале легкой атлетики — эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мя­чом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»); на материале лыжной подго­товки («Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»); на материале спор­тивных игр: футбол -- удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся на­встречу и после ведения; подвижные игры типа «Точная передача»; баскетбол — ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы); подвижные игры («Брось-поймай», «Вы­стрел в небо», «Охотники и утки»),
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1 класса специ­альных медицинских групп должны иметь пред­ставления:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• о способах изменения направления и скорости передвижения;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о правилах составления комплексов утренней зарядки;
• о правилах поведения на занятиях физической культурой;
• о правилах подготовки мест для самостоятель­ных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предме­тами и без предметов), направленно воздействую­щие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локаль­ное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плос­костопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражне­ний;
• выполнять комплексы упражнений на профи­лактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические дейст­вия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыж­ках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
выносливость — ходьба в течение одной мину­ты, м;
сила — прыжок в длину с места (демонстриро­вать технику);
координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.






2   КЛАСС
Основы знаний о физической культуре
История древних Олимпийских игр: миф о Ге­ракле и возникновении первых спортивных сорев­нований, появление мяча и игр с мячом.
Физические упражнения, их отличие от естест­венных (бытовых) двигательных действий, связь с физическим развитием и физической подготовлен­ностью человека.
Характеристика основных физических качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и коорди­нации.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: ут­ренняя зарядка без предметов и с предметами, под музыкальное сопровождение; закаливание спо­собом обтирания; индивидуальные занятия ды­хательной гимнастикой (с учетом медицинских по­казателей); комплексы упражнений (без предметов и с предметами) для формирования правильной осанки и профилактики нарушения зрения; под­вижные игры во время прогулок.
Измерение длины и массы тела, уровень разви­тия основных физических качеств.
Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: упражнения на форми­рование правильной осанки без предметов и с пред­метами (гимнастической палкой, обручем, скакал­кой, мячом), локальное развитие мышц туловища, на профилактику плоскостопия, развитие равнове­сия; упражнения с разным типом дыхания (в поло­жении лежа, стоя на месте и в движении); упраж­нения на профилактику нарушений зрения; уп­ражнения на напряжение и расслабление мышц.
Ритмическая гимнастика: упражнения в че­редовании движений с большой и укороченной
амплитудой; стилизованные (имитационные) спо­собы ходьбы в чередовании со стилизованными способами бега и прыжков; наклоны туловища в разных направлениях, стоя на месте и в движении; общеразвивающие упражнения в разных исходных положениях (лежа, сидя, в упорах и стойках), вы­полняемые с разным ритмом и темпом.
Ходьба: с изменяющейся длиной шага и скоро­стью, в приседе, спиной вперед, левым и правым боком.
Бег: в парах (тройках); из разных исходных по­ложений; с высоким подниманием бедра; с «захлестом» голени; с различным положением рук.
Комплексы упражнений из ЛФК разрабатыва­ются в соответствии с рекомендациями врача и ме­тодиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: органи­зующие команды и приемы; повороты кругом с раз­делением по команде «Кругом! Раз-два»; перестро­ение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией, по кругу, по диагона­ли и «противоходом». Акробатические упражне­ния: из положения лежа на животе последователь­ное поднимание головы и ног; прогибание («лодоч­ка»); из положения лежа на спине группировка; перекаты на спине в группировке; прыжки через скакалку на месте и с продвижением вперед; висы (стоя, лежа, на руках). Приклад но-гимнастические упражнения: танцевальные упражнения (на три счет); передвижение прыжками вперед с опорой ру­ками о гимнастическую скамейку (по типу «чехар­да»); прыжок на горку матов и в глубину; передви­жение по гимнастическому бревну (высота 20— 30 см) с предметами и без предметов; горизонталь­ное передвижение по гимнастической стенке; лазание по гимнастической стенке одноименным спосо­бом в чередовании с разноименным (вверх одним способом, а вниз — другим и наоборот); ходьба по наклонной скамейке (вверх и вниз).
Легкая атлетика: ходьба с изменяющейся ско­ростью передвижения в сочетании с непродолжи­тельным равномерным бегом с невысокой скоростью, восхождение на пологую горку и спуск с горки; бег — низкий старт с последующим ускорением, бег с из­менением темпа шагов и скорости передвижения, пробегание 30-метровой дистанции без оценки на время; броски большого мяча (баскетбольного) на дальность способом снизу из положения стоя и спо­собом сверху из положения сидя, метание малого мяча в вертикальную мишень способом «из-за голо­вы» стоя на месте; прыжки на месте и с поворотом на 90 и 180° на точность приземления, вперед, ле­вым и правым боком по разметкам, в длину с пря­мого разбега.
Лыжные гонки: передвижение на лыжах попе­ременным двухшажным ходом; спуски в низкой стойке, торможение способом падения на бок из низкой стойки; подъем способом «лесенка».
Подвижные игры; на материале гимнастики с ос­новами акробатики («Отгадай, чей голос?», «Что изменилось?», «Прокати быстрее мяч!», эстафеты по типу: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с об­ручами», «Гимнастическая полоса препятствий»); на материале легкой атлетики («Волк во рву», «Вызов номеров», «Невод», «Пустое место», «Кос­монавты», «Мышеловка»); на материале лыжной подготовки («Попади в ворота» (на санках), «Кто быстрее взойдет в гору», «Кто дальше скатится с горки»); на материале спортивных игр: футбол — остановка катящегося мяча, ведение мяча по пря­мой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками и обводка стоек, подвижные игры («Гон­ка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд»); баскетбол — специаль­ные передвижения без мяча в стойке баскетболиста (приставными шагами правым и левым боком, бег спиной вперед, остановка в шаге), ведение мяча на месте, по прямой, с остановками по сигналу, ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах (стоя на месте и с продвижением приставными ша­гами), подвижные игры («Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне»); волейбол — специальные упражнения (подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние), подводящие упраж­нения для обучения прямой нижней подаче, под­вижные игры («Охотники и утки», *Волна», «Не­удобный бросок»),
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения содержания учебного ма­териала учащиеся 2 класса специальных медицин­ских групп должны иметь представления:
• об истории Олимпийских игр;
• о физических качествах и правилах измерения уровня своего развития;
• о правилах использования закаливающих про­цедур;
• об осанке и правилах использования комплек­сов физических упражнений на формирование пра­вильной осанки,
Уметь:
• измерять физические качества: силу (прыжок в длину с места), быстроту (скорость простой реак­ции), гибкость (подвижность позвоночника и под­вижность тазобедренного сустава);
• измерять уровень развития физических качеств;
• выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
• выполнять комплексы упражнений на форми­рование правильной осанки;
• выполнять индивидуальные комплексы корри­гирующей и дыхательной гимнастики, общеразвивающие упражнения на развитие основных физи­ческих качеств (с учетом медицинских показаний);
• выполнять комплекс ритмической гимнастики (низкой интенсивности);
• выполнять упражнения на гибкость, напряже­ние и расслабление мышц туловища;
• выполнять ловлю и передачу мяча в парах стоя на месте и при передвижении приставным шагом;
• выполнять метание малого мяча в цель;
• выполнять прыжки через скакалку на двух но­гах на месте.
Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
выносливость — равномерный бег — 200 м;
сила — прыжок в длину с места (на технику);
координация — передвижение по гимнастиче­скому бревну (высота 30 см) шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
3   КЛАСС
Основы знаний о физической культуре
Физические упражнения, их разновидности (общеразвивающие, подводящие, соревновательные) и правила выполнения.
Физическая нагрузка и ее влияние на повыше­ние частоты сердечных сокращений.
Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, их история и основные различия (правила игры).
Способы деятельности
Индивидуальные занятия комплексами ЛФК (с учетом медицинских показателей).
Выполнение комплексов общеразвивающих уп­ражнений для развития основных физических ка­честв.
Выполнение подготовительных упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игр: футбол, баскетбол, волейбол.
Графическая запись физических упражнений (комплексов).
Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Проведение элементарных соревнований.
Проведение водных закаливающих процедур (обливание под душем).
Физическое совершенствование
Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: упражнения на профи­лактику нарушения осанки (без предметов и с пред­метами), локальное развитие мышц туловища, раз­витие равновесия; упражнения на согласование движений и дыхания, с разным типом дыхания, с произвольным усилением и задержкой дыхания; упражнения на развитие «активной» и «пассив­ной» гибкости (для верхних и нижних конечностей с большой амплитудой движения, для позвоночни­ка с большой амплитудой движений), на напряже­ние и расслабление мышц различных звеньев тела и мышц туловища.
Ритмическая гимнастика: комбинации из об-щеразвивающих и танцевальных упражнений, сти­лизованных передвижений ходьбой, прыжками, бегом, выполняемых под музыкальное сопровожде­ние.
Комплексы упражнений из ЛФК разрабатыва­ются в соответствии с рекомендациями врача и ме­тодиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: акробати­ческие упражнения (кувырок вперед в группировке с помощью, выпады с наклоном туловища вперед и назад, в правую и левую стороны, прыжки через гимнастическую скакалку, стоя на месте и с про­движением вперед, маховые движения ногами из виса на руках); прикладно-гимнастические упраж­нения (из виса лежа на низкой гимнастической пе­рекладине попеременное поднимание прямых ног, сгибание и разгибание рук, передвижения ходьбой на низком гимнастическом бревне высотой до 50 см с поворотами и маховыми движениями руками, с выполнением упражнений в статическом равнове­сии).
Легкая атлетика: бег с равномерной скоростью по дистанции; прыжки в высоту с прямого разбега; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.
Лыжные гонки: передвижения на лыжах с рав­номерной скоростью попеременным двухшажным ходом; повороты при спуске способом «полуелоч­ка»; торможение способом «полуплуг».
Плавание: вхождение в воду по трапу бассейна и соскоком вниз ногами («солдатиком») с бортика бассейна; специальные дыхательные упражнения пловца; передвижение по дну бассейна (ходьба, бег, прыжки вверх и вперед с гребковыми движениями рук); упражнения на всплывание и лежание на гру­ди («Поплавок», «Звезда», «Медуза», «Стрела»); кроль на груди (движения ногами и руками, согла­сование движений руками и дыхания, скольжение на груди с последующим подключением ног, рук и дыхания).
Подвижные игры: на материале гимнастики с ос­новами акробатики («Парашютисты», «Сюжетные игры по станциям», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча»); на материале легкой атле­тики («Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», различные варианты эстафет); на материале лыжной подготовки («Встречные эста­феты», «За мной»). На материале спортивных игр: футбол — удар ногой, с разбега, по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса ши­риной 1,5 м на расстояние до 7—8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м на расстояние 7—8 м) ми­шень, ведение мяча между предметами и обводка предметов, подвижные игры («Передал-садись», «Передай мяч головой»); баскетбол — ведение мяча вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, бросок мяча от плеча и из-за головы стоя на месте, подвиж­ные игры («Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей»); волейбол — прием мяча снизу двумя рука­ми, передача сверху двумя руками вперед-вверх, пря­мая нижняя подача, подвижные игры («Не давай мя­ча водящему», «Круговая лапта»).
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая куль­тура» учащиеся 3 класса должны
 иметь пред­ставления:
о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
• об особенностях игры в футбол, баскетбол, во­лейбол. Уметь:
• выполнять комплексы упражнений из ЛФК (в зависимости от медицинских показателей);
• выполнять комплексы дыхательных упражне­ний, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения (с учетом индивиду­альных особенностей физического развития и со­стояния здоровья);
• составлять и выполнять комплексы упражне­ний на развитие силы, быстроты, гибкости и коор­динации (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
• проводить закаливающие процедуры способом обливания под душем;
• вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физи­ческих упражнений.
Демонстрировать физическую подготовлен­ность по годовому приросту результатов в разви­тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками стоп);
быстрота (по выбору) — скорость простой ре­акции (тест падающей линейки, см); «темпинг-тест» (количество окрестных касаний поверхности листа бумаги карандашом за 10 с);
выносливость — равномерный бег, 300 м;
сила -— прыжок в длину с места, см;
координация — метание малого мяча на точ­ность.

4   КЛАСС
Основы знаний о физической культуре
История развития физической культуры в Рос­сии в XVIIXIX вв., ее роль и значение для подго­товки солдат русской армии.
Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения.
Характеристика основных способов регулирова­ния физической нагрузки: по скорости и продол­жительности выполнения упражнения.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды и обуви, инвентаря и оборудования, контроль за самочувствием и т. п.
Способы деятельности
Ведение дневника самонаблюдения по физиче­ской культуре.
Регулирование нагрузки по показателям часто­ты сердечных сокращений.
Проведение игр в футбол и баскетбол по упро­щенным правилам.
Оказание помощи при легких ушибах, царапи­нах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: индивидуализирован­ные комплексы упражнений по профилактике на­рушения осанки и плоскостопия без предметов и с предметами, на локальное развитие мышц туло­вища, на развитие координации статического и ди­намического равновесия; индивидуализированные комплексы дыхательных упражнений (стоя на мес­те и в движении); индивидуализированные комп­лексы упражнений на развитие гибкости (на месте и в движении).
Ритмическая гимнастика: индивидуально по­добранные комбинации из общеразвивающих и танцевальных упражнений, стилизованных пере­движений ходьбой, прыжками, бегом, выполняе­мых под музыкальное сопровождение (с учетом ин­дивидуальных особенностей физического развития и двигательной подготовленности, состояния здо­ровья).
Комплексы упражнении из ЛФК разрабатыва­ются в соответствии с рекомендациями врача и ме­тодиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: акробати­ческая комбинация из ранее разученных упражне­ний (упоры присев и лежа, сед на пятках, с накло­ном вперед, назад в стороны, перекаты в плотной группировке, кувырок вперед в группировке, вы­пады с наклоном туловища вперед и назад, в пра­вую и левую стороны, перевороты из положения лежа на животе и спине); напрыгивание на гимнас­тического козла в упор, стоя на коленях, с после­дующим переходом в упор присев, фиксирован­ный мягкий соскок на горку гимнастических матов (строго по диагностике); гимнастическая полоса препятствий из ранее разученных упражнений (передвижение по гимнастической стенке, передвиже­ние по наклонной гимнастической скамейке, запрыгивание на горку матов с последующим спрыгиванием, переноска предметов при передвижении по гимнастическому бревну высотой до 50 см, пол­зание по-пластунски).
Легкая атлетика: прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»; низкий старт с неболь­шим ускорением; метание малого мяча способом «из-за головы» с разбега в вертикальную мишень.
Лыжные гонки: передвижение на лыжах с рав­номерной скоростью попеременным двухшажным ходом с преодолением естественных препятствий (пологих склонов, небольших бугров и впадин).
Плавание: кроль на спине (скольжение руки вдоль туловища, скольжение с подключением рабо­ты ног и попеременным выполнением гребка пра­вой и левой руками); проплывание коротких отрез­ков в полной координации.
Подвижные игры: на материале гимнастики с ос­новами акробатики — задания на координацию движений типа «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела); на материале легкой атлетики («Под­вижная цель»); на материале лыжной подготовки («Куда укатиться за два шага»); на материале пла­вания («Торпеды», «Гонка лодок», «Гонки мячей», «Паровая машина», «Водолазы», «Гонка кате­ров»). На материале спортивных игр: футбол — эс­тафеты с ведением мяча, с передачей мяча партне­ру, игра в футбол по упрощенным правилам; бас­кетбол — бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки, эстафеты с ведением мяча и последующим броском в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам; волейбол — передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, снизу), передача мяча с собственным подбрасыва­нием на месте после небольших перемещений впра­во, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «сетбол».

Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая куль­тура» учащиеся 4 класса должны знать и иметь представления:
• о роли и значении занятий физическими уп­ражнениями в подготовке солдат в русской армии;
• о физической подготовке и ее связи с развити­ем физических качеств, систем дыхания и кровооб­ращения;
• о физической нагрузке и способах ее регулиро­вания (дозирования);